Главная / Статьи / ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В ДЕЙСТВИИ

Статьи

« Назад

ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В ДЕЙСТВИИ  16.05.2016 12:47

Забота государства об отечественном производителе очевидна. Правительство в России ввело запрет на государственные закупки импортной машиностроительной техники. 55 видов техники запрещено закупать за рубежом, и в основном это специальная и строительная техника. Однако те ли это меры, которых ждут российские предприятия?

 

Запрет  касается  такой  техники,  как  бульдозеры, катки,   грейдеры,   экскаваторы,   автобусы,   троллейбусы,    грузовики,    автокраны    и    уборочная спецтехника.  Покупать  эти  товары  госзаказчикам запрещено  уже  более  года.  Теперь  Минпромторг хочет распространить запрет и на наем подрядчиков – ряд строительных работ, перевозку грузов и пассажиров,  уборку  улиц,  добычу  полезных  ископаемых.

 

В  соответствии  с  планом  Минпромторга,  если компания  претендует  на  госзаказ,  то  с  2017  года 10%   имеющегося   у   нее   оборудования   должно быть  произведено  в  Таможенном  союзе.  Затем минимальное  значение  этой  доли  будет  увеличиваться  на  10%  в  год.  С  2021  года  она  должна достигнуть  50%.  При  этом  иностранные  производители  могут  вкладывать  средства  в  развитие производства  в  России  –  инвестор  может  заключить    специальный    инвестиционный    контракт, создать    или    модернизировать    производство, получить льготы и право называться российским производителем.

 

Между  тем,  здесь  есть  над  чем  подумать.  В Минэкономразвития   ранее   были   против   таких ограничений,  мотивируя  тем,  что  переход  на  российскую технику обернется для компаний дополнительными  издержками  и,  соответственно,  ростом цен  на  услуги.  А  сами  российские  производители спецтехники  отмечали:  ситуацию  с  использованием  отечественных  машин  на  строительно-дорожном  рынке  можно  назвать  сложной,  доминирует импортная техника.

 

Среди одной из причин называлось недостаточное инвестирование средств в исследовательские и опытно-конструкторские  работы,  развитие  новых видов оборудования и обновление существующего модельного ряда.

 

К сожалению, пока не вся строительная специализированная   техника   дотягивает   сегодня   до нужного уровня. В настоящее время главная задача  производителей  специальной  техники  в  России  –  закрепиться  на  рынке  и  занять  место  импорта.  Нужно  сделать  так,  чтобы  российское  производство  спецтехники  получило  преференции  в  госзакупках  и  благодаря  этому  увеличились  продажи. Но  сделать  это  при  падении  продаж  достаточно трудно. Эксперты  полагают, что падение продаж в этом году составит  20-50%.

 

Более того, ситуация с поддержкой отечественных предприятий машиностроительного комплекса  в  реальности  значительно  отличается  от  той, что  показывают  по  ТВ.  Например,  много  говорят о  том,  что  не  увеличена  налоговая  нагрузка.  В процентном соотношении она действительно осталась прежней, но кадастровая переоценка земель промышленного назначения привела к тому, что в денежном эквиваленте налог на имущество вырос в  разы  и  даже  в  десятки  раз.  Растут  и  расходы  на производство.

 

Курс на импортозамещение тоже пока приносит много  сложностей.  Ведь  по  многим  комплектующим  отечественных  производителей  просто  нет или  –  в  лучшем  случае  –  есть  один-два,  которые не  могут  закрыть  весь  ассортимент.  Редукторы, электрика, электроника, гидравлика, промышленное оборудование – все это в большом дефиците. И  в  ближайшие  3-4  года  ситуация  не  изменится. Да,  будет  происходить  какая-то  локализация  производства, но она не внесет значительных изменений  в  сложившуюся  ситуацию.  Причины  этого  –  в сокращении  мощностей.  Например,  в  СССР  существовало около 400 станкостроительных заводов, а сейчас их осталось чуть более 10. И говорить о том, что в один день мы можем перейти на импортозамещение, нельзя.

 

Это  же  касается  и  техники.  Перед  началом  таких  масштабных  изменений  в  законодательстве, ограничивающем  поставки  иностранной  техники на  российский  рынок,  необходимо  должным  образом развить отрасль тяжелого машиностроения в стране в целом. Потому как большинство видов техники,  попадающей  под  запрет,  не  имеет  качественных  аналогов  российского  производства. При  этом  некоторые  машины,  такие  как  тяжелые мобильные подъемные краны, не производятся в нашей стране вообще.

 

Отсюда возникает закономерный вопрос – как государственные    организации    собираются    осуществлять  строительство  объектов  на  российской технике,  которой  не  существует?  Логичным  предполагается   вариант,   при   котором   работы   будут осуществляться  подрядными  организациями,  не попавшими   под   действие   постановления.   И   на какой  технике  они  будут  эти  работы  выполнять –  уже  никого  не  волнует.  Таким  образом,  на  лицо непроработанность  этого,  изначально  разумного, постановления.

 

Несомненно,   нужно   лоббировать   пророссийские   законы   (деньги   нужно   осваивать   внутри страны), но готовиться к ним нужно заранее – развивать  отрасль,  грамотно  подходить  к  созданию постановлений.

 

А что в нефтегазовой сфере? Более двух лет назад председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник на одной из конференций утверждал: чтобы сохранить имеющиеся позиции по добыче «черного золота», необходимо заменить как минимум 1000 устаревших буровых установок и добавить к ним еще 1000 новых.

 

Однако тотального обновления парка буровых не происходит. «Уралмаш НГО Холдинг» производит около 30 БУ в год. Это далеко не те темпы, которые спасут отрасль. Пока нас по-прежнему спасает импорт. В начале 2000-х поставки импортных БУ  были  единичными,  к  2006  году  доля  импорта в продажах составила более 40%, сейчас – более 70%.

 

Тем  не  менее,  производители  утверждают,  что им  удалось  заменить  американские  и  немецкие контроллеры  на  российские,  проходит  испытания и аналог системы очистки. Однако от испытаний до внедрения пройдет немало времени.

 

Российская  экономика  находится  далеко  не в  расцвете.  В  прошлогоднем  послании  президента   говорилось   о   необходимости   вырваться из   ловушки   нулевых   темпов   роста,   снижении инфляции,  увеличении  ВВП,  снижении  издержек бюджета,  осуществлении  реального  импортозамещения. А что реально сделано за год? Очевидно, немного. Ведь в новом послании прозвучали те же цели.

 

Промышленности   необходим   здоровый   протекционизм,  масштабные  субсидии,  удар  по  кредитным  ставкам,  тарифная  политика,  призванная защитить отечественных производителей.

 

Задача импортозамещения стране по силам. Но необходимы  концентрация  и  хороший  высокопоставленный  координатор.  Тогда  половину  средств на  перевооружение  нефтегазового  комплекса  мы сможем   направить   на   наши   машиностроительные  предприятия,  привлекая  к  работе  и  находя эффективные формы сотрудничества с западными и  китайскими  компаниями,  которые  продвинуты в данной сфере. Это в первую очередь относится к ситуации на сервисном рынке. Ее можно изменить, прежде всего, при условии выделения и специализации нефтегазового сервиса.

 

Однако  это  наше  мнение.  Узнаем,  что  думают ключевые участники рынка.

 

ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СПЕЦТЕХНИКИ – ТЕ ЛИ ЭТО МЕРЫ, КОТОРЫХ ЖДАЛИ РОССИЙСКИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ?

 

Станислав Метелевгенеральный директор группы компаний «Балтиец»:

 

– Меры господдержки  в  нашем  секторе,  на мой    взгляд,    защитят рынок    сельхозтехники от хлама. Я говорю, в частности, об утилизационном  сборе  на  сельскохозяйственные  самоходные  машины  и  прицепы  к  ним.  Такая  мера поддержит   отечественных   производителей   и защитит рынок от некачественной техники. Законопроект  об  этом  Госдума  приняла  в  первом чтении.

 

В проекте бюджета на следующий год заложено  34  миллиарда  рублей  для  компенсации  утилизационного  сбора  в  целом,  из  них  на  утилизацию сельхозтехники  потратят  13  миллиардов.  Порядок будет  таким  же,  как  и  для  колесных  транспортных  средств.  Законопроект  будет  способствовать цикличному  обновлению  парка  самоходных  машин и прицепов и препятствовать поступлению на российский  рынок  техники,  бывшей  в  употреблении.

 

Мы   действительно   ощутили   положительные изменения  и  повышение  конкурентоспособности российских  машин.  Пользователи  начинают  понимать,  что  российские  тракторы  надежнее,  с  ними не  возникает  проблем  с  запчастями  и  ремонтом. Учитывая  сложности  с  ремонтом  техники  импортного    происхождения,    аграриям    целесообразно возвращаться  к  машинам  отечественного  производства.

 

Например,   только   в   Еврейской   автономной области в этом году приобрели 12 российских зерноуборочных  комбайнов.  Кроме  того,  на  условиях агролизинга купили три машины на сумму порядка   семи   миллионов   рублей.   С   использованием программы    субсидирования    (скидка    достигает 30%) удалось пополнить парк техники еще на семь единиц техники общей стоимостью 23,6 миллиона рублей. Но все же до замены импортного оборудования пока слишком далеко.

 

Чего  еще  не  хватает?  Кадров.  Остро  необходимо  обучение  в  профучилищах  базовым  знаниям по  тракторной  технике  и  основам  производства, ремонта,  теории  вождения  самоходных  машин, особенности конструкции.

 

Александр Нехайчикдиректор завода «Амурлитмаш»:

 

–       Гарантированная финансовая     поддержка до   настоящего   времени касалась,     в     основном, стратегически       важных отраслей  промышленности и не доходила до таких узких секторов, как крановое  производство.  Между  тем,  эффективность этих отраслей зависит во многом от того, насколько современным    парком    подъемно-транспортного оборудования они обладают.

 

Вследствие  объективных  политических  и  экономических    обстоятельств    механизмы    господдержки  в  настоящее  время  активно  трансформируются,    вопросы    поддержки    промышленников постоянно   обсуждаются   правительством   –   это и  введение  специальных  налоговых  режимов,  и расширение  закупочных  квот,  и  снижение  ставки налога  на  прибыль  для  предприятий,  инвестирующих  в  производство.  В  России  создаются  фонды поддержки    промышленности,    разрабатываются программы поддержки инвестиционных проектов, предоставляются субсидии на НИОКР. 

 

Грузоподъемные    краны,    к    сожалению,    не вошли  в  список  запрета  на  импортную  технику при  проведении  госзакупок  (хотя  такие  меры  эффективно  сказались  бы  на  спросе),  но  с  2015  года попали под преференцию на закупку товаров отечественного  происхождения.  Нашим  преимуществом  также  стало  создание  на  Дальнем  Востоке территорий опережающего развития.

 

Для  этого  мы  разработали  проект  индустриального   парка   типа   brownfield,   который   будет размещен  на  территории  завода  «Амурлитмаш». Надеемся,   что   когда   государственные   программы  заработают  на  полную  мощность,  мы  сможем увеличить   капиталовложения,   модернизировать производство,  а,  получив  больше  преференций, успешно конкурировать на российском рынке.

 

Денис Куваевдиректор по развитию продаж ОАО «ЧЕТРА-Промышленные машины»:

 

–  Мы  с  оптимизмом восприняли     все     действия        правительства, направленные   на   поддержку   российских   машиностроителей,   однако считаем, что пока рано давать конкретную оценку действия  программы  импортозамещения  –  она недавно вступила в силу и еще набирает обороты.

 

Только  в  июле  прошлого  года  вышло  постановление  правительства  РФ  о  запрете  на  госзакупки   иностранных   автомобилей   и   некоторых категорий спецтехники, а в декабре свет увидела директива  правительства,  дополняющая  июльское   постановление:   компании,   доля   участия государства в уставном капитале которых составляет  более  50%,  обязаны  выступать  за  закупки специальной, автомобильной техники и иной машиностроительной  продукции  преимущественно у отечественных производителей.

 

Мы  и  сами  не  сидим  сложа  руки:  постоянно заботимся  об  улучшении  характеристик,  надежности  машин  ЧЕТРА.  Так,  машиностроительный холдинг  «Концерн  «Тракторные  заводы»,  в  состав  которого  входит  «ЧЕТРА-ПМ»,  продолжает инвестировать  в  производство  и  НИОКР,  а  наша компания активно развивает сервисное сопровождение, выстраивает надежную дилерскую сеть и участвует  в  крупнейших  российских  и  международных выставках.

 

Мы нацелены не просто удовлетворять потребность в надежной и производительной российской спецтехнике, но и предугадывать эти потребности, быть  рядом  с  потребителем  на  протяжении  всего  жизненного  цикла  машины.  Такое  мышление и  принципы  работы  позволяют  нам  добиваться успеха  даже  в  непростое  время.  Так,  несмотря  на общее  снижение  продаж  спецтехники  в  России,  в 2014 году «ЧЕТРА-ПМ» удалось закрепить за собой треть   отечественного   рынка   бульдозеров   премиум-класса.  По  итогам  2015  года  прогнозируем увеличение нашей доли в этом сегменте  не менее чем на 5%.

 

Ваинмаер ЕвгенийГенеральный директор ПАО «Агрегатный завод»:

 

–  Безусловно,  «занавес», созданный государством  в  сфере  деталей  и оборудования для нефтегазовой   отрасли,   позволил   нам   увеличить   пул заказчиков. Но главное заключается не в запретах, а  в  том,  что  мы,  как  отечественное  предприятие, предлагаем  достойную,  качественную  продукцию по  более  низким  ценам,  чем  зарубежные  фирмы, и более гибкие условия в плане сроков поставки и оплаты.

 

Чтобы производить современную высокотехнологичную  продукцию,  более  10  лет  мы  ведем  постоянное  перевооружение  завода,  берем  кредиты на  обновление  парка  оборудования.  Помогают  ли нам при этом госпрограммы? Нет, мы не попадаем под категории, которым положены льготы. На мой взгляд, они больше ориентированы на небольшие предприятия.

 

ТО ЕСТЬ ПРОГРАММА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ «РАБОТАЕТ»? РОССИЙСКИЕ ПОТРЕБИТЕЛИ ПОКУПАЮТ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МАШИНЫ ВМЕСТО ИМПОРТНЫХ?

Денис Куваев:

 

–  Если  говорить  о  динамике  продаж  на  российском  рынке  бульдозерной  техники,  то  начиная с  2012  года,  мы  можем  видеть  падение  спроса  на этот  вид  оборудования,  что  связано  с  общеэкономическими тенденциями в России и в мире. Однако надо отметить, что по итогам 2015 года мы ожидаем роста доли продаж бульдозеров отечественных марок, в том числе и этого вида оборудования под брендом ЧЕТРА. Мы связываем эту тенденцию как с  улучшением  качества  производства  машин,  так и  с  ростом  курса  иностранных  валют  и,  не  в  последнюю  очередь,  с  действиями  правительства, направленными на поддержку отечественных производителей. 

 

Станислав Метелев:

 

– Безусловно. Более 50 новых тракторов «Балтиец» поступят в ближайшее время в регионы России. Техника была продемонстрирована на стендах официальных  дилеров.  Узнаваемый  внешний  облик  тракторов  и  многочисленные  изменения  в  их конструкции  по  достоинству  оценили  посетители экспозиций.  После  осмотра  выставки  потребители отметили,  что  отечественные  производители  активно развиваются и российская техника сегодня не хуже импортной, а по некоторым характеристикам и  превосходит  ее.  Непосредственно  на  выставках были заключены контракты на поставку 45 единиц техники, из них 44 машины отгружены в 2015 году. Повышенный  интерес  заказчиков  к  тракторам объясняется   доступной   ценой   машин,   высокой производительностью и качественным сервисом.

 

ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ ЛИ ИНОСТРАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ В СОЗДАНИИ ПРОИЗВОДСТВ В РОССИИ И ПОВЫШЕНИИ ДОЛИ ЛОКАЦИИ?

 

Артемий Кызласовгенеральный директор ОАО «ОЭЗ «Титановая долина»:

 

–     Развитие     особой экономической  зоны «Титановая   долина»   сопряжено с привлечением иностранных  компаний,  которые  готовы  вложить средства    в    строительство    собственных    производств  на  территории  России.  И,  резюмируя  наш опыт  работы  за  последний  год,  могу  с  уверенностью сказать, что интерес зарубежных инвесторов к локализации в «Титановой долине» не угас. 

 

В настоящее время в числе потенциальных резидентов «Титановой долины» находится несколько иностранных  производителей.  Например,  мы  продолжаем укреплять отношемния с Mitsubishi Heavy Industries  Environmental  &  Chemical  Engineering  Co. Ltd. В ноябре мы подписали соглашение о намерениях  с  эксклюзивным  дистрибьютором  французской компании  NEXSON  GROUP  SAS  –  Урало-Сибирской компанией  «Нексан».  Они  планируют  построить  в «Титановой  долине»  свой  первый  в  регионе  завод по выпуску промышленного оборудования.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить